Его называют “повелителем мостов” и “королем электросварки”, его имя носит самый крупный и старейший мост в Киеве. Профессор КПИ и проектировщик мостов, он в 58 лет круто изменил жизнь, переключившись на другую область науки. Его ценили в имперской России и при Советах – за незаурядные инженерные решения и открытия. Как Евгению Патону это удалось? Далее на ikyyanyn.
Патон построил несколько киевских мостов. Один из них и теперь, в 21 веке, соединяет левый и правый берега Днепра и носит имя ученого. Второй, Парковый мост, соединяет влюбленных.
Почти сто лет назад, в 1930-е годы, Патон открыл научно-производственный центр, став основателем украинской (тогда советской) школы электросварки. Сейчас, в 21 веке, институт работает и носит имя своего фундатора.
Мечта строить мосты
Евгений родился в семье консула, по образованию военного инженера, Оскара Петровича Патона. И конечно, сын тоже пошел учился на инженера: по окончании Дрезденского политеха юному Евгению предложили престижную работу на одном из заводов Германии. Но он отказался – свою карьеру молодой Патон видел только в России.

Однако будущему ученому пришлось еще год учиться в петербургском Институте инженеров путей сообщения – немецкий диплом в России не признали. Затем талантливый выпускник преподавал в Москве, а через несколько лет оказался в Киевском политехе по приглашению декана. Именно здесь молодой Патон смог совместить преподавательскую карьеру и проектирование мостов.
Мосты в будущее
В начале 1900-х годов городские власти Киева обратились к профессору и инженеру с просьбой спроектировать мост между Мариинским и Крещатым парком – так появился знаменитый Парковый мост, он же Мост влюбленных или Чертов.
Вместе с другими инженерами-мостостроителями в 1900-е годы Евгений Оскарович проектирует мост через Куру в Тифлисе. Ему поступает множество заказов, Патон имеет имидж успешного мостостроителя и параллельно создает киевскую школу мостостроения.

В 1924 году именно к нему обращается советская власть с просьбой восстановить разрушенный в гражданскую войну Николаевский мост. Восстановить его было невозможно — Патон предлагает построить заново. И блестяще справляется с задачей! Однако в годы Второй мировой войны строение Патона взорвали коммунисты…
Прорывы в оборонном деле
Уже будучи взрослым человеком, Евгений Оскарович увлекается сваркой. Он понимает, что сварка может стать новаторским методом во многих областях, в том же мостостроении! Но некоторые коллеги посмеивались над ним, считая, что сварку нельзя назвать наукой. Тем не менее Патон активно внедряет методику в производстве вагонов, бочек, металлических конструкций и др. В 1934 году Патон возглавляет созданный институт электросварки.

В годы Второй мировой войны Евгений Оскарович очень продуктивно работает в эвакуации в Нижнем Тагиле. Технологии автоматической сварки Патон использует в оборонной промышленности, благодаря чему удается наладить конвейерное производство танков. И не только – технологии Патона использовались в производстве самолетов, самоходных установок и другого оружия. Это был прорыв! За успехи в оборонке Евгений Оскарович получил множество наград.
Лебединая песня Патона
После войны Патон соединил два своих любимых занятия: мостостроение и сварочные технологии. Он предложил очень амбициозный и передовой проект – цельносварный мост через Днепр. Все исследовательские, монтажные, сварочные работы Евгений Оскарович возглавлял лично, но не дожил трех месяцев до открытия моста в 1953 году.

В 21 веке это строение знают все, мост носит имя своего создателя. Американское общество по сварке включило Мост им. Патона в список замечательных инженерных сооружений.
Евгений Оскарович был незаурядным человеком. О его личной жизни ходили легенды! Первый раз он женился на женщине, что была почти на два десятка лет его старше. Потом они все же развелись, Патон женился снова и стал отцом, когда ему было 47 лет. Младший сын Борис продолжил дело отца, но таких блестящих открытий у него не было…
