С начала ХІХ века в канун Нового года и Рождества киевляне устанавливали елки во дворах и домах. Однако с приходом советской власти эта традиция пережила испытание. Самым трудным периодом была Вторая мировая война. Киев, как никогда раньше, стал мрачным и разрушенным. Здесь не было веселого и шумного празднования, светящихся гирлянд и подарков, а вот елка так и осталась главным символом зимних праздников. Подробнее об этом на ikyyanyn.
Изменилась ли традиция устанавливать и украшать елку в центре Киева?
Когда город захватили немцы, вокруг было много разрушений, практически все заведения оставались закрытыми, а на улицах ходило мало людей. Даже центр Киева с величественной архитектурой стал не таким, как прежде. Там тоже было много руин. Некоторые здания были полностью уничтожены немцами.
Раньше на центральной Софиевской площади киевляне устанавливали главную елку. В 1936 году разрешение на это дал Сталин. Тогда сюда приходили не только жители Киева, но и других городов поблизости. Побывать возле главной елки очень хотели дети. Они могли не только весело провести время, но еще и бесплатно получить в подарок мандарины и конфеты.
Но в условиях военного положения ситуация изменилась. Как сообщает исследователь города Кирилл Степанец, в период Второй мировой войны елки в центре Киева не было:
«Когда Киев был оккупирован немецкими войсками, запрета на установку новогодних елок не было — их просто не ставили. А вот оккупанты в «Доме офицеров» наряжали елку для своих, устраивали маскарады…», — сказал он, как пишет bigkyiv.com
Воспоминания Элеоноры Коваль о елке и подарках в военное время
Одной из тех жителей Киева, которые пережили Вторую мировую войну, является Элеонора Коваль. Она рассказала о том, как в это трудное время провела новогодние праздники.
Тогда ни у кого, кроме немцев, не было повода для празднований. Зимой центр города был полупустым и безлюдным, а вокруг — ни елки, ни праздничных декораций. Но некоторые киевляне все равно устанавливали новогоднее дерево в своих домах. Чаще всего это делали для детей. Элеоноре тоже посчастливилось провести Новый год возле елки. Она вспомнила, как отец подарил подарки, чтобы ее украсить:
«Игрушками я дорожила, раньше и в голову не приходило расстаться с ними. Отец подарил мне электрогирлянду (это было до войны редкостью) и еще красивые шарики. Особой радостью была светящаяся во тьме собачка — я не смогла с ней расстаться и сохранила ее как талисман, храню его и сейчас…», — вспомнила события 1942 года Элеонора Коваль, доктор биологических наук, профессор.

Также она рассказала о том, каким был Новый год 1942 года в Киеве. Времена были сложные. У многих киевлян даже не было продуктов. О праздничном ужине никто и слова не говорил.
В канун Нового года она привезла елку домой, которую случайно увидела в лесу. Оказалось, что кто-то ее срубил, но почему-то не забрал. Отвезти ее с собой было сложной задачей, поскольку вокруг было много снега. Но Элеоноре очень хотелось сделать маленький праздник, поэтому она забрала елку с собой.
Дома ее ждала семья. Киевлянка привезла елку на санях из леса и разместила ее в центре комнаты. Затем она украсила новогоднее дерево теми игрушками, которые ей подарил папа. А еще придала ей заснеженный внешний вид — положила на ветки кусочки белой ваты. Продуктов дома не было, кроме 1 картофелины. Элеонора тоже повесила ее на елку. Вот так у девочки получилось украсить новогоднее дерево для себя и своей семьи в период Второй мировой войны.

Елка была красивой и яркой. Она создавала вокруг атмосферу домашнего уюта и настоящего праздника. Рядом с ней собирались близкие Элеоноры. Они общались и загадывали желания в семейном кругу возле елки, но веселого и шумного празднования не было.
В военное время киевляне переживали голод. В домах практически не было еды. Люди выживали как могли. Чтобы не умереть от голода, они ходили на рынок. Там можно было что-то продать или купить. Однажды мама Элеоноры отдала свои красивые туфли за банку керосина, которой едва ли хватило на месяц. Как раз во время таких обменов еще детстве Элеонора тоже что-то получала, например, картофель.
Также она помнит, что зимой 1942 года работали магазины. Но туда могли зайти только немецкие семьи, которые жили в Киеве в период войны. А киевляне ходили на рынок или к своим знакомым, чтобы обменять вещи на продукты.